630091, Новосибирск, Красный проспект 82, офис 45
(383)217-36-14, тел/факс (383) 221-06-20

Адвокатская палата
Новосибирской области

Вторник, 14 августа 2018
Вы находитесь: Главная ПЕРВАЯ ПОЛОСА - главные новости

Совет Адвокатской палаты Новосибирской области обратился в Экспертно-методическую комиссию Федеральной палаты адвокатов РФ для дачи заключения о соответствии федеральному законодательству действий уполномоченных органов государственной власти, касающихся участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи

[31.08.15]

Совет Адвокатской палаты Новосибирской области направил в Федеральную палату адвокатов РФ документы, которые, по мнению Совета, свидетельствуют о нарушении принципа независимости адвокатуры в действиях уполномоченных органов государственной власти и издаваемых ими актах, связанных с привлечением адвокатов к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи.

Совет обратился к Президенту ФПА Ю.С. Пилипенко с просьбой передать материалы в Экспертно-методическую комиссию для дачи соответствующего заключения.

Такому обращению предшествовало обобщение практики участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи и анализ действующего законодательства, которые выявили причины истинной пробуксовки реализации Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». К этим действиям Совет вынужден был прибегнуть в связи с начатой попыткой постепенного переложения на адвокатов ответственности за недоработки в законодательном регламентировании функционирования самой государственной системы бесплатной юридической помощи и невыполнение исполнительными органами государственной власти своих обязанностей перед адвокатурой по содействию адвокатской деятельности.

В частности, Совет поставил под сомнение законность и обоснованность складывающейся практики заключения с адвокатской палатой субъекта РФ соглашения об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП и соглашения о предоставлении адвокатской палате субсидии.

В соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» утверждение формы соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, заключаемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ с адвокатской палатой субъекта РФ, отнесено к компетенции Министерства юстиции РФ.

12 ноября 2012 г. Минюст приказом № 206 утвердил такую форму соглашения, предусмотрев в ней обязанности адвокатской палаты субъекта РФ, которые не только не соответствуют реальной обстановке и поэтому не выполнимы, но и противоречат положениям Федеральных законов «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и «О бесплатной юридической помощи в РФ».

Так, согласно пункту 2 раздела 2 формы соглашения адвокатская палата субъекта РФ обязывается обеспечивать личное участие адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи, для чего адвокаты обязаны согласовывать с ней график своей работы, а палата обязана размещать графики работы адвокатов и приема граждан на сайте адвокатской палаты, информационных стендах в помещении палаты,  в доступном для граждан месте; контролировать размещение адвокатом и адвокатским образованием графика работы на сайте адвоката (адвокатского образования) и информационном стенде «в помещении соответствующего адвокатского образования, доступном для посещения гражданами».

Между тем, положения ст. 18 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ», регламентирующие все вопросы участия адвокатов в государственной системе БЮП, таких обязанностей ни на адвокатскую палату, ни на адвокатские образования и адвокатов не возлагают.

Более того, принятие мер информационного характера отнесено к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Вопросы составления графиков, контроля за приемом граждан и иные, из них вытекающие, например, учет и контроль за приемом и фиксацией приема граждан, противоречат принципам независимости адвокатов и обеспечения адвокатской тайны, самоуправления и невмешательства во внутреннюю организацию деятельности адвокатских образований – юридических лиц, что является явным, по мнению Совета, нарушением требований Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

В связи с этим, Совет Адвокатской палаты Новосибирской области указал в своем обращении, что положения такого соглашения, например в Новосибирской области, стали использоваться для возложения на адвокатов ответственности за пробуксовку функционирования всей государственной системы бесплатной юридической помощи, которая, как известно, несравнимо шире, чем участие в ней адвокатов, а проблемы ненадлежащей организации государственной системы БЮП кроются совершенно в другом.

Одновременно Совет Адвокатской палаты Новосибирской области усмотрел несоответствие действующему законодательству, и прежде всего, Бюджетному кодексу РФ, предлагаемую адвокатским палатам форму оплаты вознаграждения адвокатам за оказанную бесплатную юридическую помощь в виде предоставления адвокатской палате субсидии.

Такие предложения нарушают принцип независимости адвокатуры, вынуждают адвокатов раскрывать адвокатскую тайну, ставят их в зависимость от усмотрения чиновников и устанавливают финансовый контроль за деятельностью адвокатских палат.

Совет признал такую ситуацию явно противоречащей положениям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и своем обращении привел конкретные доводы.

Кроме того, Совет направил свои предложения по совершенствованию порядка участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи уполномоченным органам исполнительной власти.

 

Пресс-служба 
Адвокатской палаты Новосибирской области